Акваланг
5 Star DIVE CENTER PADI S-21976 просто окунитесь
в другой мир

Новости и события


Дайвинг снаряжение б/у


Фото дня от дайв-клуба

Случайное фото дня


Подписка на рассылку новостей

 
RSS feed RSS Yandex Lenta Google Reader


Learn to dive free! Introdive without playment!

Dive education. Additional doscounts.

Free Wi-Fi zone.

Главная / Статьи / Дайвинг и безопасность / Контроль плавучести – ключ к правильным и хорошим погружениям

Сортировать по рубрике: 


02.11 Контроль плавучести – ключ к правильным и хорошим погружениям

Я всегда говорю своим студентам, что хороших дайверов выделяет два момента: контроль плавучести и планирование погружений. И оба навыка значительно объемнее, чем все привыкли думать. Прочтите этот материал, соберите снаряжение и отправляйтесь практиковаться. Ведь если вы отрабатывали контроль плавучести во время вашего базового курса подводного плавания, я могу вас заверить, что данный навык оставляет желать лучшего.



Для лучшего контроля плавучести необходимо, совершенно верно, три компенсатора. Прежде всего - это ваш «жилет», именно это всплывает в голове у большинства людей, когда они слышат о плавучести. Но есть и два других компенсатора: контроль дыхания и контроль тела. Давайте рассмотрим их по очереди.

Ваш компенсатор плавучести, BCD

Компенсатор плавучести используется для значительных изменений плавучести. Подобная необходимость возникает в результате сжатия мокрого костюма, сжатия газа в BCD и изменения веса наших баллонов по мере расхода газа.

Вот несколько важных моментов в отношении компенсаторов. Прежде всего, это – не лифт! Мы не используем компенсаторы для поднятия нас на поверхность. Мы должны использовать BCD для ПОСТОЯННОГО контроля плавучести. Это – очень важная концепция. Давайте посмотрим, как правильно использовать компенсатор плавучести в ходе погружения.

При входе в воду вы немного поддуваете компенсатор. Это позволит вам комфортно себя чувствовать на поверхности воды. Вы сможете проверить, на месте ли стропа маски, не соскользнул ли грузовой пояс, и рядом ли с вами ваш напарник. Это также даст вам возможность и время показать «ОК» команде судна. (Хотя, конечно, некоторые погружения должны начинаться с полностью спущенным компенсатором. Но такие погружения требуют навыков и опыта).

Для того чтобы начать погружение, вам понадобится стравить весь газ. Во время спуска необходимо контролировать скорость, чтобы успевать выравнивать давление в ушах. Лично я предпочитаю погружаться в горизонтальном положении – это обеспечивает возможность лучшего контроля плавучести. Если у вас возникнут сложности с выравниванием давления, вы сможете с легкостью остановиться и решить проблему.

Далее по мере погружения вам понадобится добавлять воздух в компенсатор, чтобы добиться нейтральной плавучести, ну, хотя бы в первом приближении. Не стоит ждать, когда вы окажетесь прямо около дна, прежде чем поддувать ваш компенсатор, иначе вам понадобится поддувать компенсатор очень большим количеством воздуха. Но если вы вносите большие изменения, вы можете сделать большие ошибки. Вносите маленькие изменения, и ошибки будут меньше, а меньшие ошибки исправить проще.

На протяжении погружения вам потребуется корректировать плавучесть по мере изменения глубины и плавучести баллонов.

В конце погружения, когда вы начинаете всплытие, вам понадобится понемногу стравливать газ из BCD, чтобы и во время всплытия сохранять нейтральную плавучесть. В противном случае газ в компенсаторе начнет расширяться, ваш мокрый костюм начнет восстанавливать объем, и, со все увеличивающейся плавучестью, вы устремитесь к поверхности.

Это – совсем не контроль плавучести. Если в этот момент, например, над вами окажется лодка, вам будет очень сложно остановить всплытие. Если бы вы были нейтрально, остановиться было бы куда как проще – ваше всплытие было бы контролируемым.

Оказавшись на поверхности, необходимо поддуть компенсатор. Понятно?

Контроль вашего тела

Ваш второй «компенсатор» - контроль нашего собственного тела.

Второй закон Ньютона гласит, что «каждое воздействие вызывает прямую и обратную реакцию». Прежде всего, обратите внимание, что Ньютон говорил о «любом» действии. Это значит, что если вы находитесь на поверхности воды и стравливаете воздух из компенсатора плавучести, собираясь начать спуск, лучше не делать этого в вертикальном положении, ведь в таком положении любое ваше движение будет «выталкивать» вас обратно, на поверхность. Если даже вы просто пошевелите ногами, чтобы уравновесить себя, вы заодно направите себя обратно, наверх.

Помните, как когда вы были детьми, вы высовывали руку из окна машины, и как она скользила по воздушным волнам? Приподнимите ребро ладони, и вся рука скользит вверх, опустите – и рука направится вниз. Ваше тело в воде ведет себя таким же образом. Если вы, плывя, приподнимете голову – все тело начнет двигаться вверх. Таким образом, если вы хотите оставаться четко на выбранной глубине, необходимо сохранять горизонтальное положение.

Целый ряд проблем связан с тем, как и какое снаряжение мы используем. Если мы носим грузовой пояс на пояснице, то мы размещаем его в абсолютно неправильном месте. Мы должны размешать грузы в «центре плавучести», и для большинства людей это на 10 или 20 сантиметров выше поясницы.

Конечно, нам будет неудобно носить пояс так высоко, и мы носим его ниже. Однако, это заставляет наши ноги опуститься, «задирает» голову вверх, и значит все наши движения будут заставлять вас двигаться вверх. Как же справиться с этим? Мы добавляем еще больше грузов! И наши ноги тонут еще сильнее. Мы только ухудшаем ситуацию.

Этот круговой процесс продолжается до тех пор, пока становится не важно, куда направлена ваша голова – мы уже не можем двигаться вверх! И теперь, когда мы достигнем желаемой глубины, нам придется значительно сильнее поддувать компенсатор, чтобы скомпенсировать избыточное количество груза.

И, конечно же, весь этот газ собирается в верхней части тела – и еще больше усложняет ситуацию. Мы не способны контролировать собственное тело. Нам приходится «проталкивать» свое тело сквозь толщу воды, и наш компенсатор переполнен газом…

Попробуйте протянуть под водой полный и пустой компенсатор – и почувствуйте разницу! Таким образом, количество грузов и их расположение будут влиять на то, в каком положении вы будете двигаться в толще воды.

Обратите внимание на то, как в воде движется акула. Она движется за счет движения хвоста (так же как мы движемся за счет ласт). Когда она хочет повернуть, это происходит за счет резкого поворота корпуса в желаемую сторону. Вы можете поворачивать также, только за счет движения ласт. При этом вам совсем не нужны руки. Это – как полет. Работайте над этим – и вы удивитесь, насколько это просто и не требует усилий.

Контроль дыхания

Все мы знаем, что каждый раз, когда мы делаем вдох, мы начинаем подвсплывать, и каждый раз, когда мы выдыхаем – мы погружаемся. Таким образом, наше дыхание влияет на нашу плавучесть. И мы можем использовать этот эффект себе на пользу.

Часто, когда дайверы понимают, что положительная плавучесть слишком велика, первое что они делают – встают вертикально, поднимают инфлятор и спешат стравить газ. Одновременно происходит еще две вещи. Принимая вертикальное положение, они резко уменьшают глубину и позволяют газу расшириться.

Что было необходимо сделать? Выдохнуть и задержать дыхание на выдохе. Выдохнув, вы резко уменьшите плавучесть на несколько килограмм. После этого вы можете, при необходимости, сбросить немного газа из компенсатора. Помните, нет необходимости сбрасывать весь газ, достаточно стравить совсем немного. При этом нужно использовать задний травящий клапан.

Необходимо понимать, что для хорошего контроля плавучести вам потребуется использовать все три метода. Контроль плавучести не возникает ниоткуда, сам по себе. Вам придется работать над этим навыком, и по прошествии некоторого количества погружений вы обнаружите, что больше не задумываетесь над этим. И все будут вам завидовать, потому что им будет казаться, что у вас все так легко получается. Работайте над собой!

www.decostop.ru



« назад 



return_links(); ?>